Проповеди

Проповедь отца Константина Корепанова во 2-ю Неделю по Пасхе. Антипасха


Открыть в новом окне

Христос Воскресе!

Сегодня праздник Пасхи как бы повторяется, и поэтому в календаре праздник называется Антипасха. Снова празднуем и вспоминаем Воскресение Христово, и совершенно не случайно сегодня читается не только отрывок о том, как уверовал Фома, а вместе с ним и все те, кто так или иначе сомневался в истинности воскресения Христа, но и читается отрывок из Книги Деяний Святых Апостолов, который повествует об апостолах, проповедующих на улицах Иерусалима воскресение Христа.

После того, как сошла благодать Святого Духа на них, они шли и проповедовали. Это, разумеется, очень многим не нравилось, и их заключили в темницу. И Ангел Господень вывел их из темницы и направил их на улицы города, и говорит: «Идите и проповедуйте всем людям эти слова жизни».

Это слово очень важное – слово жизни. В протестантской традиции даже само Евангелие называется Словом Жизни, что надо признать справедливым. Потому что христианство не есть просто некое учение, тем более, упаси Бог, какая-нибудь идеология. Хотя именно за это мы христианство и почитаем. Более того, христианство – даже не религия, в буквальном смысле этого слова. Христианство – есть Жизнь. Жизнь. И только христианство и есть Жизнь. Только в христианстве человек приобщается Жизни.

Но чтобы это понять, почувствовать, ощутить, пережить, человек должен почувствовать, что он мертв. Вся проблема человека в том, что он-то думает, что он живой, и ему не хватает некоего довеска к тому, что у него уже есть. Не хватает какой-нибудь национальной идеи, доктрины, смысла жизни, некой помощи свыше или еще откуда-нибудь, какого-нибудь убеждения, какой-нибудь мысли, какого-нибудь ритуала, какого-то общества, в котором он мог бы общаться. Человек думает, что ему чего-то не хватает, а в целом-то он – почти нормальный человек.

Но христианство и общение со Христом начинается тогда, когда человек переживает свое существование как существование в смерти. Что он на самом деле – мертвый. Что бы он ни делал: ел, пил, получал миллионы, побеждал в соревнованиях, достигал знания, рожал детей, воспитывал, женился, любил – все это не имеет никакого отношения к Жизни, ибо любой человек мертв. И пока он этого не узнает, его подлинные, настоящие отношения со Христом просто не могут начаться. Потому что он думает, что Христос ему что-то добавит. Что у Христа что-то есть, чего нет у меня. И Он мне, если я попрошу, даст. Или денег, или здоровья, или премудрости, или разума. Это же так нормально, прийти и попросить у Бога того, чего у Него много, а у меня не хватает.

Но, на самом деле, Христос есть Жизнь. Он об этом говорит. И Он пришел не учить нас, а спасать. Спасать от смерти тем, что дарует нам Жизнь. Питает и насыщает нас Жизнью. Внутри нас начинает бить источник воды живой, способный животворить и нас самих, и окружающих нас людей.

В чем же эта Жизнь? Жизнь – это понятие такое же недоступное для объяснения, как и попытка объяснить вкус меда человеку, который никогда его не пробовал. Это будет аналогия, то есть всё это будет не мед. Для того, чтобы человек познал вкус меда, он должен его вкусить. И Господь, зная всё это, так и говорит: «Приидите и вкусите Жизнь». И вы узнаете, что то, чем вы сейчас питаетесь, есть Жизнь, а то, что было до этого, Жизнью не было, было смертью.

Максимально доступное объяснение заключается в том, что Жизнь есть любовь. Любовь и радость. Радость и любовь.

Но как же, говорит человек, любой человек, так я же люблю. Вот, маму люблю, жену люблю иногда, по воскресениям, детей своих люблю, когда они хорошо себя ведут. В целом, я люблю людей, но если бы они были такие, какие должны быть. Я бы их любил. Но как любить этих негодяев, грешников, предателей, пьяниц, алкоголиков, развратников, убийц, бандитов? Как их любить? Это ж невозможно, это противоестественно.

Конечно. А разве есть человек не грешный? Значит, по существу, мы никого не любим. Мы любим только тогда, когда человек делает то, что нам нравится. Когда он поступает так, как мы этого от него ждем. То есть, в сущности, мы любим любящих нас. Когда любящие нас ведут себя так, как мы от них требуем. Тогда мы их любим. Но Христос говорит, так делают все люди на свете. Все язычники, буддисты, конфуциане, мусульмане. Все на свете люди живут так. Они любят любящих их тогда, когда любящие их делают то, что от них требуется.

Но Жизнь заключается в том, чтобы иметь возможность любить человека всегда. Независимо от того, достоин он этого, не достоин он этого, заслуживает, не заслуживает; даже независимо от того, хочет он, чтобы его любили, или не хочет этого. Любовь – это состояние живого существа, которое излучает из себя избыток Жизни, питает, утешает, прощает, вдохновляет и исцеляет человека. Это и есть Жизнь. Как солнце она струит свои потоки, независимо от того, как человек к этому относится. Как живое существо она источает из себя любовь независимо ни от чего – от настроения, от состояния души, от денег в кармане, от того, как ко мне относятся окружающие. Просто независимо. Жить – это значит согревать, утешать, вдохновлять, поддерживать, прощать, миловать и исцелять всякое живое существо, оказавшееся в сфере моего влияния, взаимодействия, присутствия. Вот такая любовь. Она просто ни от чего не зависит. Совершенно. У нее нет условий. Она безусловная – любовь. И вот такой любви ни у кого нет. Нет! И горе человеку, если он этого не знает. Он пребывает в самом страшном самообольщении.

Но христианин знает уже эту тайну, что он не любит. Он не любит даже своих детей. Любой христианин это знает. Нет, вообще-то он их любит. Но он раздражается, он переживает, он унывает, он не верит в своих детей, он не надеется на то, что они изменятся. У него не хватает на это любви, и он понимает, что он – мертв. Потому что быть источником жизни для своего ребенка, а уж тем более для своего мужа или для своей жены человек не может. И, вот это познав, человек приходит к Богу и говорит: «Дай мне Жизнь. Научи меня любить. Я хочу любить людей всегда, везде, безусловно».

И христианин начинает страдать от того, что он не любит, от того, что он не может простить, понять, пережить, просто не раздражаться на то, как ведет себя другой человек. И мы за этим приходим сюда и каемся о том, что не любим. С этим приходим и причащаемся, чтобы иметь силы любить. И вот об этом апостолы шли и рассказывали людям. О том, что они сами пережили, о собственном воскресении, о том, что они научились Жить, что Бог даровал им Жизнь, и они теперь Живут. Вот это они несли людям. Вот это называется Словом Жизни. Не то, как ставить свечи, не то, как бить поклоны, не то, как носить платочек или целовать икону, даже не то, какие грехи перечислять на исповеди, и совсем не то, какие молитвы читать вечером, утром или в продолжение дня. Слово Жизни заключается в том, чтобы человек познал, что он не несчастное создание, ибо он никого не любит, но есть Бог, который привлекает его к Себе и говорит: «Прииди, и Я дам тебе любовь. И ты будешь любить, ибо любовь и есть Жизнь, и есть радость, и есть счастье».

Не то, когда любят меня. Это никакого счастья не дает. А то, когда я люблю другого человека. И когда я люблю, мне совершенно не важно, что будет дальше, потому что это Я люблю. Это моя жизненная позиция. Это мой дар человеку и какая разница, как может среагировать на это человек. Не нравится – отойду в сторону. Но запретить любить не может никто. Ибо это – источник Жизни, бьющий из сердца человека.

Вот об этом мы должны рассказывать и эту любовь должны принести нашим близким. И когда слова наши исходят из этого, и мы говорим человеку: «Христос воскрес!» – то мы несем ему Жизнь. Не просто информацию о некоем событии, свидетелями которого мы не были. Значит, мы лжецы? Мы же не видели Христа, восставшего из гроба. С чего мы решили, что Он воскрес? Кто нам сказал это?

Вы видели тех людей, которые видели Его живым? Вы общались с апостолом Павлом или апостолом Фомой? Кто вам сказал, что Он воскрес? Вы просто прочитали об этом в книге и поверили книге. Тогда какая разница между вами и тем человеком, который верит в идеи коммунизма, Мао Цзэдуна или Гитлера? Какая разница? Вы прочитали это в книге! Но христианин идет с вестью о воскресении Христа, потому что сам воскрес со Христом. Потому что сам пережил мертвенность свою и Жизнь свою. И он знает, что он был мертв, а теперь – живет. Он никого не любил, а теперь – любит. Любит Бога и человека, приходящего к нему и посланного к нему.

А тот, кто не пережил это, – его слова ничего не значат. Это просто некий благочестивый ритуал, на который люди никак и не реагируют, как апостол Фома не среагировал на слова своих друзей, когда они ему сказали, что Христос воскрес. Он говорит, подумаешь, воскрес. Вот увижу, что Он воскрес – поверю, а вашим словам не верю.

И любой человек вправе нам сказать это. Вот почувствую, что я воскрес вместе с Ним, тогда – да, тогда я узнаю, что Он воскрес. Но пока вы – мертвые и я – мертв, кто может доказать, что Он воскрес?

И для нас очень важно черпать Жизнь в той Чаше, которая через несколько минут будет вынесена сюда для того, чтобы мы черпали отсюда Жизнь. Но она начнет действовать в нас только тогда, когда мы будем просить именно этого – Жизнь. Не удачи и денег, а Жизнь. У Бога можно просить всего, но, подходя к Чаше, человек должен просить только Жизнь, способности всегда, везде, безусловно, несмотря ни на что, любить всех людей, которых посылает нам Бог.

Аминь.

Пожертвовать на Храм

Как это сделать